Парламент усовершенствовал регулирование рекламы объектов строительства

10.10.2019

02.10.2019 Верховная Рада Украины приняла в целом Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности» (законопроект №1060). Этим законом предусмотрено более жесткие требования к рекламированию объектов строительства, которые сооружаются с привлечением негосударственных средств.

Тимофей Сикорский, партнер ЮФ «Салком», комментирует данный закон.

Законом запрещена реклама объекта строительства:

- без наличия у заказчика строительства права собственности или пользования земельным участком, на котором сооружается рекламируемый объект;

- без наличия у заказчика строительства права на выполнение строительных работ на конкретном объекте, который рекламируется, полученного в соответствии с Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности»;

- без наличия у субъекта хозяйствования, осуществляющего строительство объектов, которые по классу последствий (ответственности) относится к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями, лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по строительству соответствующих об объектов;

- для жилых домов - также без наличия у субъекта хозяйствования, осуществляющего привлечение негосударственных средств физических и юридических лиц, в том числе в управление, для финансирования строительства жилого дома, лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по предоставлению финансовых услуг (кроме профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг), а именно управления имуществом для финансирования объектов строительства и/или осуществления операций с недвижимостью в соответствии с Законом Украины «О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью», или без наличия свидетельства о регистрации выпуска целевых облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается строящейся единицей недвижимости.

Если первые три пункта практически дублируют положения действующего Закона Украины «О рекламе», то последний пункт по-другому регулирует правоотношения в сфере рекламы объектов строительства.

Действующая редакция абзаца 13 статьи 8 Закона Украины «О рекламе» определяет наличие лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по предоставлению финансовых услуг, как опцию наряду с наличием разрешительных документов на строительства и прав на землю.

Новая редакция указанного абзаца Закона устанавливает наличие лицензии на финансовые услуги, как обязательного документа в случае привлечения средств от населения и юридических лиц. Более того, эта норма не содержит определения понятия «привлечение негосударственных средств физических и юридических лиц для финансирования строительства жилого дома». Значительная часть застройщиков в Украине осуществляет продажу объектов строительства через имущественные права или предварительные договоры. Вопрос, может ли это считаться «привлечением негосударственных средств физических и юридических лиц для финансирования строительства жилого дома»,является дискуссионным и четкого ответа на него нет.

Фактически эта новая норма приводит Закон Украины «О рекламе» в соответствие с нормами статьи 4 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности», согласно которой инвестирование и финансирование объектов жилищного строительства с использованием негосударственных средств, привлеченных от физических и юридических лиц, может осуществляться исключительно через фонды финансирования строительства, фонды операций с недвижимостью, институты совместного инвестирования, а также путем эмиссии целевых облигаций.

В то же время, указанная норма может поставить под сомнение законность рекламы объектов строительства, продажа которых осуществляется через имущественные права и предварительные договоры, поскольку в таких случаях у застройщиков, как правило, отсутствуют лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по предоставлению финансовых услуг.